пятница, 8 февраля 2013 г.

казаки из рыльска

В этих необозримых степях водились дикие лошади или тарпаны, зубры, лоси, туры, олени, сайгаки, козы, бобры, выдры (поречные), волки, лисицы, зайцы, борсуки, пергузни, горностаи и барсы, забегавшие сюда из Средней Азии и Кавказа, а в луговых зарослях камыша — дикие свиньи. Из птиц водились орлы (беркуты), дрофи, стрепеты, журавли, лебеди, гуси, утки, аисты, пеликаны, бакланы и др.

Многоводный Дон местами отделял от себя многие рукава, образуя в течение своем бесчисленное множество островов, по которым впоследствии ютились казачьи становища, именуемые в русских летописях станицами, юртами и городками.

Речные долины, овраги и балки сплошь были покрыты непролазными кустарниками, местами — черным и белым лесом, а в низинах, затопляемых водою, непроходимыми зарослями камыша, талы и высоких луговых трав.

По верховьям Донца, Хопра и Медведицы местами стояли дремучие леса, все же остальное пространство представляло из себя глухую безбрежную степь, покрытую весной и в начале лета густой мелкой травой, а в остальное время года имело вид выжженной солнцем пустыни.

Дон и Донец в то время назывались реками польскими, а Терек, Кума и Кубань запольными.

В старое время Донские степи назывались Полем. Они простирались от границ бывшего Рязанского княжества и верховьев реки Северного Донца до предгорий Кавказа, берегов Азовского и Черного морей и от нижнего течения Волги до Днепра.

(„Руслан и Людмила” Пушкин)

И поросло травой забвенья?...

Зачем же, поле, смолкло ты

Чьи небо слышало молитвы?

Кто на тебе со славой пал?

В последний час кровавой битвы?

Чей борзый конь тебя топтал

Усеял мертвыми костями?

О поле, поле, кто тебя

Донские степи, или „Поле", в начале века

Всякий, знакомый с русской историей, всегда находил в ней ответ, что Донские казаки, не смотря на их великие заслуги перед Россией, происхождения, к сожалению, неблагородного: они считались беглецами из разных областей Московского государства; искали дикой вольности и добычи в опустелых улусах орды Батыя, в местах не населенных, но плодородных и проч. (Карамзин т. VIII). Так ли это на самом деле? Не есть ли такой вывод крупная историческая ошибка? Цельмоей настоящей брошюры и заключается в том, чтобы выяснить, хотя бы кратко, что Донские казаки — исконные обитатели берегов Тихого Дона и Азовского моря; что это был народ, известный еще греческому историку Геродоту, жившему в V веке до Р. Хр.; о нем писали и им интересовались Плиний, Страбон и Тацит (I в. по Р. Хр.), Птолемей (II в. по Р. Хр.) и другие греческие и римские историки и географы с IV по XIII в. включительно; народ, принявшиий христианскую веру чуть ли не с первых веков нашей эры, долго боровшийся за свою свободу и независимость и в половине XVI в. добровольно предложившие свои услуги в борьбе с врагами единоверному ему православному московскому царю.

В виду открытия в г. Новочеркасске памятника покорителю Сибири, Донскому атаману Ермаку Тимофеевичу, у каждого не только донца, но и жителя других губерний невольно является вопрос: кто же был Ермак и откуда он родом? Что эта была за среда, которая выдвинула такую крупную, почти легендарную личность? И кто на самом деле, были Донские казаки XVI века?

Кто был Ермак и его сподвижники.

Е.П.Савельев Кто был Ермак и его сподвижники

Комментариев нет:

Отправить комментарий